На днях представитель ЦСК «Локомотив» Виталий Минаков в третий раз подряд выиграл золотые медали чемпионата мира в супертяжёлой весовой категории. О том, как проходил турнир в Ташкенте, с какими трудностями пришлось столкнуться нашему борцу, а также о своих дальнейших планах Минаков рассказал «Гудку».
— Виталий, тяжело вам далась третья кряду победа на чемпионате мира?
— Нелегко. Пара схваток вышли очень напряжёнными. За выход в финал я боролся с Юрием Рыбаком из Белоруссии. Вёл в счёте 8:1, но на последней минуте слишком рано поверил в победу, расслабился и допустил грубую ошибку, растеряв почти всё преимущество. В итоге победил лишь 8:7.
— Наверное, от тренера вам за такие «сюрпризы» досталось?
— Мой личный наставник Валерий Сафронов в Ташкент не поехал. Но мы каждый день созванивались, обсуждали поединки. И дома обязательно всё разберём уже подробно. Надеюсь, больше я таких ошибок допускать не буду.
— Доводилось слышать, что Сафронов — тренер очень строгий.
— Есть такое. Может серьёзно отругать за ошибки. Но иначе и нельзя, демократия в спорте далеко не всегда полезна. Как тренер говорит, так и надо делать. Тем более ему со стороны всё видно. Но при этом Валерий Владимирович всегда прислушивается к моему мнению.
— Вернёмся в Ташкент. Финальная схватка с болгарином Илиевым тоже получилась для вас непростой, о чём говорит и итоговый счёт — лишь 2:1 в вашу пользу.
— Борьба за «золото» была напряжённой. Под встречу с болгарином я готовил один план, а на деле пришлось действовать иначе. Соперник оказался непростым. Мне почти не удавалось взять в захват его куртку — она была сильно ушита. Это правилами запрещается, но… В принципе, многие самбисты так поступают, но Илиев переборщил. Причём, когда судьи перед поединком осматривали его куртку, всё вроде было нормально — он поднял руки, и было видно, что рукава свободны. Но руки у болгарина очень здоровые. Как у меня ноги. И стоило ему согнуть во время схватки руки в локтях, как рукава становились в обтяжку, и захват сделать было невозможно. Но всё кончилось для меня хорошо.
— В вашей весовой категории у вас много сильных соперников?
— Есть четыре явных лидера, которые регулярно борются за медали на разных турнирах. Это я, белорус Рыбак, болгарин Илиев, есть ещё хороший борец из Грузии. Остальные пока уступают в классе.
— Как вам организация чемпионата мира в Ташкенте?
— Не сказать, что всё было на высоте. На бытовом уровне спортсменам не создали нормальных условий. К примеру, команды разместили в одном месте, а питаться приходилось в другом. Были и другие накладки.
— Но настоящего узбекского плова вы по-пробовали?
— Пловом нас кормили, однако до знаменитого Среднеазиатского центра плова добраться нам, к сожалению, так и не удалось. Зато фруктов поели вдосталь.
— Кстати, вы себя в питании, наверное, не ограничиваете, ведь выступаете в самой тяжёлой весовой категории?
— Да, ни о какой диете и речи быть не может. Ведь мне, наоборот, надо прибавлять в весе, которого мне зачастую не хватает. Дело в том, что килограммы я набираю медленно, тяжело, зато теряю очень легко. Поэтому завтрак, обед и ужин стараюсь не пропускать.
— Давайте поговорим о развитии самбо в России. Как вам наша молодёжь? На пятки пока не наступает?
— Уже все ноги отдавили. У нас много классных борцов, и конкуренция серьёзная. Победить на чемпионате страны бывает очень сложно. Всегда есть несколько классных соперников, поединки с которым получаются тяжёлыми.
— Оно и неудивительно, всё-таки Россия — родина самбо.
— Сейчас наш вид спорта и в мире активно развивается. Каждый год на чемпионат мира приезжает всё больше сборных. И самбо сейчас идёт по пути включения в программу Олимпийских игр. Знаю, что работа в этом направлении, в том числе и в России, активно ведётся. Надеюсь, что застану тот момент, когда самбо войдёт в олимпийскую программу, и смогу поучаствовать в Играх.
— Но пока самбо остаётся вне Олимпиады, и вы, для того чтобы принять участие в летней Олимпиаде-2012, решили на время переквалифицироваться в дзюдоиста.
— Рассчитываю в декабре принять участие в чемпионате России по дзюдо. После возвращения из Ташкента отдохну недельку и начну подготовку к этому турниру. Постараюсь попасть в сборную и отобраться на Игры в Лондоне. Думаю, шансы у меня есть.
— Разница между самбо и дзюдо велика?
— Почти все наши знаменитые дзюдоисты начинали бороться именно в самбо. Но в последнее время правила дзюдо сильно изменились. И если раньше эти два вида борьбы были схожи, то сейчас, как говорится, большая разница. Например, в дзюдо запретили захваты за ноги, нанеся, таким образом, удар по бросковой технике многих спортсменов, в том числе и российских. Ведь в нашем дзюдо акцент часто делался именно на захвате ног. Теперь многим приходится перестраиваться, а делать это непросто. Поэтому если год назад я был уверен, что смогу добиться в дзюдо определённых результатов, то сейчас для начала надо попробовать, а потом уже можно будет делать какие-то выводы. Но пробовать я буду обязательно.
— В Брянске есть с кем тренироваться?
— Раньше были проблемы с хорошими спарринг-партнёрами. Не с кем было проверить, на что я на самом деле способен. Сейчас ситуация изменилась, появились хорошие, способные ребята, с которыми можно выкладываться на тренировках по полной программе. От таких занятий будет большая польза.
— Легендой самбо является Мурат Хасанов, ставший 11-кратным чемпионом мира. Вы сможете если не превзойти, то повторить его результат?
— Хасанов — уникальный борец. И повторить его достижение очень сложно. Но можно. Впрочем, лично я не думаю о том, что обязательно должен обойти Хасанова по числу побед на чемпионатах мира. Нет у меня конкретно такой цели. Просто буду бороться, сколько смогу. И если я добьюсь хотя бы половины того, что смог Хасанов, уже будет хорошо.
Беседовал Роман Вишнёв, газета "Гудок"