Нижегородский самбист Раис Рахматуллин в седьмой раз стал чемпионом мира. «Этой победой я поставил точку в своём участии в спортивных соревнованиях, — говорит
Раис Халитович Рахматуллин родился 23 мая 1975 года в Горьком. Заслуженный мастер спорта. Воспитанник нижегородской ДЮСШ по самбо. Тренер — Евгений Ефремов. «Коронные» приёмы — болевые.
Семикратный чемпион мира. Пятикратный обладатель Кубка мира. Многократный чемпион Европы. Многократный победитель и призёр чемпионатов и первенств России. Четырёхкратный обладатель Кубка России. Четырехкратный победитель Кубка Президента РФ.
Женат, воспитывает троих детей.
Его первый чемпионат мира прошёл 11 лет назад, в 1999 году, в Испании. А первую победу на «мире» Раис Рахматуллин помнит очень отчётливо, как и каждую предшествующую ей схватку. Он считает, что в эмоциональном плане его последний чемпионат был почти таким же ярким, а в физическом — таким же напряжённым, как самый первый.
— На отборочных этапах твой противник, а значит, и его опыт, сила, определяется по жеребьёвке. А финальный этап чемпионата мира — это всегда встреча двух сильнейших спортсменов, — говорит Раис. — Поэтому ни одна из семи моих побед на «мире» не могла быть лёгкой.
Он начал заниматься самбо в 10 лет. В 1992 году Раис Рахматуллин стал мастером спорта, завоевав Кубок России. Он был на два года младше остальных участников и из-за возраста вообще мог быть не допущен к соревнованиям. Но выполнил все нормативы.
— Я стал обладателем Кубка России среди молодёжи, хотя сам был ещё юниором, — вспоминает спортсмен. — Это была большая победа. Настоящая история.
Первый чемпионат России самбист выиграл в 24 года — на пике формы, сил, желаний и возможностей. Для спортсменов это счастье.
— Мне, как и другим спортсменам, ничего не давалось легко. До 24 лет я оставался вторым на первенстве России и никак не мог выйти на международный уровень, — говорит Раис. — Но главное — верить и трудиться.
Однажды любовь к спорту чуть не навредили самбисту. В 19 лет он заболел корьевой краснухой и, не долечившись, стал снова заниматься. Вскоре врачи поставили диагноз: аритмия.
— Сейчас я, конечно, иначе отношусь к своему поступку, — объясняет Рахматуллин. — Я повёл себя слишком легкомысленно, наплевательски отнёсся к здоровью. Но так хотелось тренироваться и выступать... Хотя сейчас, ежегодно делая кардиограмму, я на здоровье не жалуюсь.
Наверное, этой целеустремлённости и рвения не хватает нынешним подросткам. Или, быть может, в
— Когда мы начали заниматься самбо, не было компьютеров, за которыми нынешние ребята просиживают часами, — вспоминает Раис. — Сейчас и ребёнка отдают в школу самбо не в 10, как раньше, а в 6 лет. Чтобы привить любовь к этому виду спорта, а потом учить.
Несомненно важнейшую роль в судьбе ученика играет его учитель. С Евгением Ефремовым, главным тренером ПФО по самбо, руководителем нижегородской спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва по самбо, Раис Рахматуллин занимается всю жизнь. И сейчас перед соревнованиями тренер выходит с чемпионом мира на ковёр, помогает ему готовиться. А на самих чемпионатах незримо поддерживает...
— Но, как бы ни был талантлив и терпелив учитель, если ученик не хочет думать самостоятельно, из него ничего толкового не выйдет, — считает спортсмен. — Как говорит Сократ, "считай тот день и час прожитым зря, если ты не узнал чего-нибудь нового«.
Годы тренировок и серьёзных выступлений — это самый ценный и самый глубокий опыт. Рахматуллин помнит десятки тяжелейших поединков с опытными противниками, травм, поражений и новых восхождений на пьедестал. Как удавалось пережить большой проигрыш, ведь бывает, соперники от расстройства плачут, не сходя с ковра? Самбист пожимает плечами:
— Я всегда спокойно относился к поражению. Просто нужно переосмыслить свою борьбу и сделать правильные выводы, а потом работать над причинами проигрыша. У всех есть свои слабости, и они порой не дают выиграть. Нужно преодолевать их и не психовать.
Раис признаётся, что самое тяжёлое в спорте — психологическая подготовка, настрой. Бывает, что одна фамилия соперника, которая появляется рядом с твоей на табло, заставляет дрожать коленки.
— И у меня по молодости такое случалось. Нужно научиться справляться с собой, чтобы идти дальше.
Интересуюсь, что больше всего заставляет противников нервничать. Рахматуллин не задумываясь отвечает:
— Хладнокровие, — добавляя: — Хотя это лучше всего спросить у них...
С досадой он вспоминает свой проигрыш на чемпионате России в 2007 году: победить помешала серьёзная травма ребра. Но о ней Рахматуллин говорит скорее как об ошибке, которая не дала пройти финал.
«Из чего складывается победа?» — спрашиваю спортсмена.
— Подготовка, опыт, желание победить, — перечисляет Раис. — Главное, конечно, — как готовишься к старту. Если хоть немного дал слабину, это негативно скажется на результате.
Есть, конечно, и другие факторы: травмы, судейские ошибки-то, чего никто не может просчитать.
По-разному проходят поединки с молодыми и с опытными противниками.
— Молодёжь берёт силой, энергией, выносливостью и желанием выиграть. С ними трудно бороться, — отмечает Рахматуллин. — Я вижу в этих ребятах себя в свои 24. Пока не давал себя перебороть: брал подготовкой и опытом. Но им тоже нужны победы.
Со «стариками» поединок «на ковре» выглядит совсем иначе. Со многими из них Рахматуллин встречался не раз. С одним Алексеем Харитоновым, уроженцем Пензы, провёл около 40 встреч. Поскольку за долгий срок спортсмены слишком хорошо изучили друг друга, сложно удивить соперника и... обхитрить его.
Кстати, На вопрос, чем спортсмен планирует заняться в ближайшем будущем, Рахматуллин с уверенностью отвечает:
— В России, где самбо является национальным видом спорта, нужны спортивные функционеры. Чтобы самбо наконец стало одной из дисциплин Олимпийских игр и получило поддержку не только со стороны энтузиастов спорта, но и государства, чиновников. Ведь в школы самбо идут сотни ребят. Но просто тренировать их мало. Ребятам нужны свои чемпионы.
Благодарим за замечательный материал Галину МУБАРАКШИНУ, «Аргументы и факты — Нижний Новгород». Фото Алексея Степанова.