14 лет назад воспитанник тольяттинской школы самбо Евгений Исаев переехал жить и выступать за Пермь. Но связи с Тольятти один из самых титулованных самбистов России никогда не терял. И теперь, завершая спортивную карьеру, Евгений не исключает, что может вернуться в родной город и возглавить федерацию самбо Тольятти.
- Ты вместе с семьей живешь в Перми, выступаешь за этот регион. После завершения спортивной карьеры тебе предлагают попробовать себя в бизнесе. И зачем тебе надо заниматься проблемами развития самбо в Тольятти?
- Я состоялся как спортсмен: четырехкратный чемпион мира по самбо, двукратный чемпион Европы, пятикратный чемпион России, обладатель Кубка мира, победитель Всемирных игр боевых искусств «Спортаккорд». А теперь я хочу реализоваться как человек, который сделал нужное и полезное для своего вида спорта и для родного города. У меня в Перми со всеми отличные отношения. Но там я все равно не совсем свой. А Тольятти, Самарская область – здесь все мое, родное, это дом, с которым я никогда не терял связи. Там живут мои родители, поэтому на новогодние каникулы и летом я с женой и детьми гощу у них. Мои родители родились в Мордовии: мама в Ельниковском районе, папа – уроженец Краснослободского района. Они переехали в Тольятти и стали работать на АВТОВАЗе.
- Как ты пришел в самбо?
- Я начал заниматься во втором классе у тренера Бориса Игоревича Парамонова. И этот вид спорта стал главным делом моей жизни вот уже на 28 лет. Первых успехов я добился, тренируясь и выступая за Тольятти, и переехал в Пермь, уже будучи мастером спорта международного класса, победителем первенства мира и призером чемпионата Европы по самбо и чемпионом России по дзюдо среди молодежи. Но любовь к самбо мне привили в Тольятти. Занимаясь у Юрия Николаевича Зенкевича, я понимал, что не обладаю суперспособностями, что рядом со мной тренируются более талантливые пацаны. Но с детства я очень хотел стать самым сильным. Мои тренеры сумели, используя заложенную родителями работоспособность, направить мое желание в нужное русло. И моя карьера является примером того, как мальчишка, не обладавший выдающими способностями, добился многого.
Благодаря проведению ставшего традиционным турнира по самбо на призы Евгения Исаева, я бываю в Тольятти постоянно. Турнир мы проводим при поддержке руководства спорткомплекса «Волгарь», президента областной федерации самбо А.Ю. Земскова, СДЮСШОР-13 и помощи моих друзей – Андрея Белякова, Дениса Шарова, Владимира Кублякова. Я вижу, как много талантливых мальчишек занимается самбо в Тольятти. Это неслучайно – город всегда славился сильной школой самбо, здесь проходили престижные турниры. И я уверен, что встряхнуть самбистское движение в городе и привлечь внимание к нашему виду спорту могло бы, например, проведение Кубка губернатора Самарской области.
- Ты завершил спортивную карьеру?
- Нет. Восстановившись после травмы, собираюсь выступить осенью на нескольких турнирах. По просьбе моих тренеров в Перми - Василия Трояновича Перчика и Вячеслава Дмитриевича Зубкова - буду бороться на турнире памяти Василия Швая и на чемпионате ЦС «Динамо». Совсем «завязать» с самбо у меня пока не получается, хотя, выиграв в 2014 году чемпионат Европы, в национальной сборной я решил дать дорогу молодым.
- Ты побеждал на чемпионатах мира в 2004, 2008, 2009 и 2013 годах. Какая из медалей самая ценная для тебя?
- Каждая дорога по-своему. На свой первый мировой чемпионат в Кишинев я ехал «темной лошадкой». Соперники недооценили, за что и поплатились. Вторую золотую медаль я завоевал на чемпионате мира-2008. Это самая тяжелая в психологическом плане медаль: турнир проходил в Санкт-Петербурге, от сборной России ждут только побед, и даже второе место расценивалось бы, как провал. И находясь под таким давлением, я смог выиграть. Через год мировой чемпионат проходил в Греции, а там у меня был мощнейший стимул для победы: я очень хотел догнать по количеству титулов моего земляка, выступавшего тогда за Белоруссию трехкратного чемпиона мира Валерия Данилова. И смог это сделать.
- Чемпионат мира-2013, снова Санкт-Петербург, снова надо побеждать, но тебе уже 33 года – солидный возраст для борца…
- На право представлять Россию на том мировом форуме претендовали двое: я и выступавший тогда уже в поединках по смешанным единоборствам Bellator Виталий Минаков из Брянска. Он моложе меня и был более известен благодаря участию в телепроекте «Первого канала» «Специальное задание» и тому, что претендовал на титул чемпиона мира в тяжелом весе Bellator ММА. Несмотря на то, что я победил Виталия в финале чемпионата России и завоевал право участвовать в ЧМ, принимается решение заявить Минакова на чемпионат мира, а меня выставить бороться на чемпионат Европы. После этого у меня состоялся серьезный разговор с главным тренером сборной России Дмитрием Викторовичем Трошкиным. Я пообещал: «Доверите мне право бороться на чемпионате мира – выиграю». Тренер мне доверил.
- В Интернете до сих пор можно найти видеозапись твоего поединка на ЧМ-2013 с грузином Нодаром Метревели …
- Но за кадром полуфинала осталась поистине шахматная партия, которую я разыграл на борцовском ковре. Соперник очень хорош: моложе меня, силен физически и технически. Мне пришлось, дабы усыпить его бдительность, дать ему провести бросок, отдав балл и заставив поверить, что я ничего не могу. Представь ситуацию: последняя минута поединка, я проигрываю. И вдруг провожу два приема: сначала мой коронный бросок через спину с колен с шикарной амплитудой – его судьи оценивают в четыре балла. А пока соперник приходит в себя и пытается понять, что произошло, я ловлю его на противоходе, сбиваю в партер и делаю «накат». И зарабатываю еще 4 балла. Это был один из тех поединков, которыми я до сих пор горжусь, и запись которого не стыдно показать и своим детям, и юным самбистам.
- Это после того чемпионата мира в твоем фотоальбоме появилось фото с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным?
- На прием к Президенту нас пригласили после Всемирных игр боевых искусств, которые в том же году прошли в Санкт-Петербурге. Их я тоже выиграл. Но сделать фото с Президентом с первого раза не получилось – изображение вышло размытым. Тогда мне пришлось второй раз просить главу государства сфотографироваться со мной. Для этого надо было пробиться через кордон охраны, ведь время, отведенное на фотографирование, закончилось. Понимая, что другого такого шанса может не быть, обращаюсь через головы охранников к Владимиру Владимировичу, который уже собрался уходить из зала – можно ли мне сфотографироваться с ним еще раз. Президент ответил, что у чемпиона мира по самбо такая фотография должна быть обязательно.