Столица Удмуртии принимала очередной чемпионат МВД России. На этот раз в Ижевске около двухсот ведомственных атлетов со всей страны жестко и умело состязались в боевом самбо.
На 100 процентов в категории «центнеров»
К примеру, в тяжелой весовой категории (до 100 кг) не было равных мощному рослому бородачу Мурату Гугову из Башкортостана.
Однако личное «золото» вдохновляло атлета не в полной мере. Мурата Анзоровича немного расстраивало то, что в общекомандном зачете (в первой группе — по количеству населения в регионе) его сборная заняла обидное четвертое место, а также то, что на высшую ступеньку подиума запрыгнули главные соперники башкирских полицейских — полицейские из Татарстана.
— Своей победой я очень доволен, потому что все прошло по плану. В финале (против Михаила Рагозина из Свердловской области. — Прим. авт.) я на 100 процентов был уверен в своих силах, рассчитывая на проведение болевого приема. В итоге все задуманное получилось.
— При этом всей командой вы наверняка тоже рассчитывали на золотую награду?
— Да, рассчитывали, — вздохнул боец-силач. — У нас серьезное соперничество с командой из Татарстана, и нашей целью была победа. Но придется побеждать в следующем году.
Сильные добряки из московской подземки
Как и Мурат Гугов, внушительно выглядели два сверхтяжа (весовая категория свыше 100 кг) и два москвича — чемпион Денис Полехин и серебряный призер Константин Ерохин.
С этими ребятами людям со злыми умыслами лучше в Москве не пересекаться. Ни на земле, ни… под землей. Потому что оба спортсмена служат в столичном метрополитене.
— Да, злоумышленникам с нами лучше не сталкиваться, — с улыбкой согласился Константин, не забыв уточнить. — А в жизни мы мирные, добрые и спокойные. Потому как по-настоящему сильный человек всегда добрый.
— Видимо, поэтому вы и не вышли на татами в финальной схватке, уступив без борьбы «золото» Денису?
— Мы из одной команды, одно целое, решили свои спортивные задачи, и делить нам было нечего, — объяснил Костя. — В боевом самбо высок риск получить травму, тем более что, помимо этого чемпионата, у нас есть другие старты, а кто-то выступает в соревнованиях по смешанным единоборствам. Поэтому если задача решена, то лишний раз рисковать незачем.
— А как решали, кто кому уступит медаль высшей пробы?
— Все очень просто — по личному весу. Кто был тяжелей, тот и стал чемпионом, — рассмеялся чемпион Денис.
Забавно и то, что в полуфинальном бою Константин Полехин встретился с самбистом с говорящей фамилией — Дмитрием Забиякой из Нижнего Новгорода.
— Ну и как, Забияка оказался забиякой?
— Конечно оказался. Как же без этого, но я победил…
Сто килограммов для храбрости
Хозяева соревнований, выходя на родное татами, разумно «забывали» о законах гостеприимства в пользу спортивного принципа. Немудрено, что четыре бронзовые медали Семена Таипинова (весовая категория 57 кг), Мурада Мачаева (74 кг), Мурада Керимова (90 кг) и Гасана Умалатова вывели сборную МВД по Удмуртии на первое общекомандное место во второй группе.
Интересно и то, что инспектор патрульно-постовой службы лейтенант полиции Гасан Умалатов вполне мог выступать в одной весовой категории с Мурадом Керимовым.
Но для того, чтобы удмуртская команда могла побороться за первенство в генеральной классификации, офицер полиции Умалатов был вынужден взять на себя «лишние килограммы» и перейти в более тяжелую весовую категорию.
— На весах я показал 91 кг, но боролся в «сотке». Не скрою, переживал, чтобы мне ничего «тяжелого не прилетело» в голову, и держался на дистанции, — Гасан пересказывал тактику схваток. — В основном работал джебом левой рукой, иногда добавляя удары правой. Старался работать по ситуации, не входя в близкий контакт. Все-таки разница в весе в 10–15 кг ощутима, и, борясь в захватах, я терял бы много сил.
В полуфинале Гасан Умалатов уступил будущему чемпиону Мурату Гугову.
— Соперник вышел на болевой прием на руку. Я даже постучать по ковру не успел, когда судья отреагировал на хруст в локтевом суставе. Хотя я еще раздумывал и хотел продолжить поединок. Когда ты борешься на адреналине, чувство боли притупляется. Болеть начинает позже, — усмехнулся Гасан.
Заметим, что Гасан Умалатов родился в селе Зензели Астраханской области, учился в областном университете на юриста и уже с дипломом правоведа был призван в Каспийскую флотилию.
Правда, в море Гасан выходил редко, потому что занимался армейским рукопашным боем и служил в спортроте, где ежедневные построения сменялись регулярными тренировками.
Мастерски овладев рукопашным боем, Гасан Умалатов продолжил армейскую службу по контракту.
Четыре года он провел во внутренних войсках, но, как и на флоте, его служба заключалась в тренировочных занятиях и выступлениях на соревнованиях. Причем к «рукопашке» Гасан добавил еще и комплексное единоборство. Скорее всего, именно владение комплексами универсального боя помогло Умалатову выступить в чемпионате МВД России.
— Между рукопашным боем и боевым самбо есть большая разница, — отметил бронзовый призер. — В боевом самбо удары почти не оцениваются. Разве что нокдаун или нокаут. Здесь имеют преимущество самбисты, у которых в приоритете броски, захваты и удержание. Но по ходу турнира, считаю, у меня получилось перестроиться.
Это было очень важно еще и потому, что на чемпионате МВД не было заранее проходных спортсменов — «мешков», как грубо, но точно называют слабых противников сами бойцы.
— В Ижевск приехали все, кто не испугался, крепкий боец в комплименте высказался о коллегах.
— Из этих двухсот храбрецов очень много людей, родившихся на Кавказе. Как вы думаете, есть в этом закономерность? — на всякий случай спросил я у Гасана, хотя догадывался о том, что он ответит.
— Это связано с тем, что на Кавказе традиционно развиты борьба, дзюдо, бокс и другие единоборства, — коротко ответил собеседник.
— Ну и, наверное, потому что большинству кавказцев присущи боевой дух, воля и характер?
— Все может быть, — по-восточному мудро предположил Гасан.