В Венесуэле самая мощная федерация самбо в Латинской Америке. Ее представитель Йохандер Хосе Рохас Гарсия – студент Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. На родине он гроза борцов, семикратный чемпион Венесуэлы и трехкратный победитель Панамериканского чемпионата. В нашем интервью Йохандер расскажет, почему выбрал такой экзотический для Америки вид спорта, как приехал в Россию и кого считает лучшим самбистом.
– Самбо возникло в Советском союзе и до Венесуэлы добралось не так уж давно. Как начиналась твоя спортивная карьера?
– Спортом я начинал заниматься с раннего детства. До самбо была спортивная гимнастика, потом – легкая атлетика. В составе сборной команды по баскетболу я участвовал в соревнованиях на Кубе. Но в 15 лет мой друг, который занимался самбо, сказал: «Хосе, пошли со мной заниматься самбо! Тебе понравится и пойдет на пользу!» Мне действительно пошло это на пользу, потому что в школе я часто бывал в центре всех драк.
– Самбо до сих пор не включено в программу Олимпийских игр, потому что считается агрессивным видом спорта. Как твоя семья и твои близкие отреагировали на твой выбор?
– Мама всегда была против моих занятий самбо. Она и сейчас всегда очень переживает перед каждым моим боем и говорит о том, как это опасно. Она считает этот вид спорта жестоким.
Сестра поддерживает, она сама капитан команды по чирлидингу в Венесуэле, она тоже много тренируется и часто выступает. А сын (да, у меня есть сын) – он мной гордится. Я для него тоже хочу спортивную карьеру: ему сейчас шесть лет, он занимается дзюдо.
– Твоя спортивная карьера удачно складывалась в Венесуэле. Как ты попал в Россию?
– В РГУФКСМиТ уехали учиться четверо наших спортсменов. Потом по приглашению приехал я. Помощь в организации этих поездок оказала бывший министр спорта Венесуэлы, мой хороший друг Алехандра Бенитес. Считается, что выбрали самых лучших, перспективных спортсменов Венесуэлы (смеется). Федерация самбо нашей страны одна из самых сильных из всех стран Латинской Америки. Но если учиться самбо, то учиться надо в России. Здесь самая хорошая школа и самые сильные тренеры.
– Расскажи о своих наставниках и самбистах, чьими примерами ты вдохновляешься.
– Мой венесуэльский тренер Луис Адреанса вложил очень много сил в меня. Он разработал для меня специальную методику тренировок и питания, которых я придерживаюсь. Раз в неделю мы созваниваемся через WhatsApp и обсуждаем мои успехи или упущения. Он дает свои наставления на следующую неделю, критикует или, наоборот, хвалит меня. Мои тренеры в России очень сильные, я благодарен им за все новые знания, тренировки и вложенные в меня усилия.
Это, конечно, заслуженный тренер России, профессор Николай Георгиевич Кулик, заслуженный тренер России Сергей Евгеньевич Табаков, мастер спорта международного класса Евгений Габдлбарыевич Насыров, тренер Дмитрий Владимирович Попов. Благодаря им, я смог отточить свое мастерство в самбо. Своими успехами меня впечатляет Алексей Иванов, чемпион мира по самбо. Он учится в РГУФКСМиТ, и я горжусь знакомством с ним.
– Какого графика и распорядка придерживаешься ты?
– Каждое утро начинается в 6 утра, редко в 7. Сразу же тренировка. Все необходимое спортивное снаряжение находится у меня в комнате в общежитии. Сам я тренируюсь каждый день. Тренировки по самбо в университете сейчас проходят два раза в неделю.
Перед соревнованиями тренировки, конечно, чаще. Ложусь спать обычно в 23 часа. Конечно, в выходные бывают исключения, когда мы празднуем дни рождения наших друзей. Но это бывает редко. График стараюсь не нарушать.
– Победы – это всегда долгий и тяжелый путь. Но какая из них для тебя была самая тяжелая?
– Да, была такая. Это был последний Панамериканский чемпионат по самбо и боевому самбо в Панаме, в котором я участвовал перед переездом в Россию, в 2013 году. У меня были серьезные травмы локтя и колена, поэтому заканчивать бой пришлось на сильных обезболивающих таблетках. Но победу тогда я одержал!
– Ты семикратный чемпион Венесуэлы по самбо, но останавливаться на этом не намерен?
– Конечно, я хочу стать чемпионом мира! Я уже участвовал в чемпионате мира по самбо в Греции в 2009 году, но занял только седьмое или даже десятое место, точно не помню. Самбо не включено в программу Олимпийских игр, поэтому высшей наградой для меня станет именно победа в Чемпионате мира. Осенью будут проходить Панамериканский чемпионат, Чемпионат мира в Сочи – планирую участвовать в них.
– Скажи, а приходилось применять приемы из самбо в реальной жизни?
– Да, было два таких случая. Один был в Венесуэле – меня попытались ограбить. Но грабителю тяжело пришлось – украсть мои вещи он, конечно, не смог, еще и руку я ему сломал. А второй был здесь, в Москве, на дискотеке. С девушкой из нашей компании настойчиво пытался потанцевать незнакомый парень. После того, как он ее грубо оттолкнул, когда она ему отказала, пришлось вмешаться мне. Тогда обошлось без серьезных травм. Но эти случаи – исключения. Все конфликты я пытаюсь решить мирно, без применения физической силы.
Кстати, на минувшей неделе самбисты РГУФКСМиТ приняли участие в съемке сюжета телеканала Россия-1 о приемах самообороны на борту самолета против авиадебоширов: https://russia.tv/video/show/brand_id/5402/episode_id/1479610/
– Самбо для тебя – это увлечение, работа, учебный процесс. Но есть же и другие хобби и любимые дела, которые тебя увлекают?
– Мне нравится петь в караоке. Да, мне нравятся русские исполнители: Жак-Энтони, Тимати, Егор Крид и другие (подпевает). И, кстати, 31 марта в латинский день в РУДН мы готовим выступление – будем танцевать меренге. Мы много танцуем в Венесуэле, здесь тоже иногда бываю на латинских вечеринках.
– И конечно, как не спросить про особенности жизни в России. Что тебя удивляет и впечатляет в нашей стране с того момента, как ты сюда приехал?
– О, я не выношу холод! Зимой я постоянно болею. И, как выяснилось, у меня аллергия на цветения березы. Но и летом очень жарко. У нас в Венесуэле круглый год держится примерно одинаковая температура: +18 – +23 градуса, а здесь постоянные резкие перепады. Очень удивило, когда увидел, что русские купаются зимой в проруби. «Сумасшедшие!» – подумал я. А ты купалась в проруби? Нет? Я думал, все русские зимой плавают в проруби. Но зато я впервые в России встал на лыжи. В первый мой забег я пришел последний, а второй раз на сборах пришлось немного схитрить, поэтому удалось прийти где-то в середине.
Но Россия мне очень нравится, здесь душевные люди. Обязательно приеду сюда с сыном после того, как закончу обучение.