Ренат Лайшев: «Самбо должно стать зрелищней»

 

Президент Федерации самбо Москвы и руководитель школы «Самбо-70» рассказал «Аргументам Недели» о том, кто дискредитирует борьбу и как сделать её зрелищной. По словам Лайшева, конкурировать с другими единоборствами самбо может, но успеха добьется только общими усилиями энтузиастов.

– Ренат Алексеевич, в каких регионах нашей страны самбо развито лучше всего? Какое положение у столицы?

– Сильнейшие школы самбо сейчас в Москве, Питере и Краснодарском крае. Столица на первом месте по всем возрастам. Заслуги, конечно, принадлежат людям – энтузиастам, преданным своему делу. Руководители направления, директора школ, тренеры, самбисты и многие другие – все держится на их общих усилиях и любви к виду спорта. Почему где-то самбо развито хуже? Потому что не пытаются реанимировать нашу борьбу, сделать её зрелищной. Вместо этого открывают секции других видов спорта. Нужно научиться подавать самбо так, чтобы им хотели заниматься. В Советском Союзе борьба была почти во всех институтах, всюду открывались секции. Теперь они заменяются школами бокса, «рукопашки», MMA. И то, и другое – самооборона без оружия. Все равно что «доброволец» заменить на «волонтер» – суть практически не меняется, а звучит и выглядит интереснее.

– Реально ли сделать так, чтобы зрители заполняли трибуны на турнирах по самбо так же, как на футбольных матчах?

– Насколько это реально, покажет время, но я сторонник зрелищности. Зайду издалека. «Самбо-70» девять лет проводит соревнования по боевому самбо в Сочи. Федор Емельяненко однажды, приехав на них, сказал, что это не самбо, а ММА. Я поспорил, потому что ММА на самом деле – профессиональное боевое самбо! Наши спортсмены в смешанных единоборствах это доказали. Хабиб Нурмагомедов, Федор Емельяненко, Виталий Минаков, Олег Тактаров – самбисты и легенды в мире спорта. Отсюда вытекает ответ на вопрос: как сделать так, чтобы зритель влюбился в борьбу? Практика показывает, что на спортивное самбо не ходит практически никто. Когда начинается боевое, залы заполняются зрителями. Конечно, спортивное самбо – это классика, сильнейший фундамент для многих единоборств, но, если мы хотим идти дальше, прославить борьбу еще больше, нужно развивать зрелищность.

– Какие проблемы в развитии самбо самые острые? Что делается для их решения?

– Очень многие регионы России и представители других стран обращаются в федерацию с просьбой «попробовать самбо». Мы на безвозмездной основе приглашаем их тренироваться в «Самбо-70», но не все знают, куда обращаться и кто поможет. А если бы знали, проблема «знакомства» с борьбой была бы решена. Также Федерация самбо Москвы старается взаимодействовать с федерациями других городов и стран: отправляет для обмена опытом тренеров, приглашает в гости. Но и это сделать сложно. Проблема опять в людях: многие тренеры, например, не горят желанием поехать в командировку, их нужно уговаривать. А какой толк в уговорах? Работа будет сделана плохо, если делом не горишь.

Что касается системы: огрехов у нас нет, все слажено и по плану. Хотя и есть ностальгия, потому что в наше время школы самбо не хотят объединяться и взаимодействовать даже с федерацией, как это было раньше. Так руководители клубов, а иногда даже президенты федераций самбо дискредитируют вид спорта: регламент не соблюдается, соревнования проходят безобразно, а самбисты ничего не достигают. Клубы работают по принципу «мы сами по себе» и это мешает развитию, связь нужно поддерживать.

– Как оцениваете уровень инфраструктуры для занятий самбо в Москве? Хватает ли спортивных клубов? Хорошо ли они оснащены?

– Москва – такой город, где всегда чего-то не хватает. И оснащения, и количества занимающихся. Мы помогаем всем, чем можем, требуем с каждого отделения соблюдения стандартов и регламента, ответственно подходим к развитию каждой школы самбо и секции. Привлекаем молодежь и старшее поколение. Хорошо, когда сегодня занимаются родители, а завтра их дети. Это вопрос имиджа, стремление сделать все на высочайшем уровне. Скоро будет готов новый дворец самбо, строительство которого стартовало в Лужниках. Мы делаем упор на юношеский спорт. В Коммунарке строится новый комплекс «Самбо-70», где дети смогут не просто заниматься самбо, но и учиться. Руководство Департамента образования поддерживает эту интеграцию. Проект «Самбо в школу» показал, что борьба только положительно влияет на учеников, особенно на дисциплину.

– Среди целей федерации самбо Москвы – содействовать защите прав самбистов. Были ли случаи, когда права самбистов ущемлялись и федерация помогала им восстановить справедливость?

– Один за другим легендарные спортсмены сталкиваются с жизненными трудностями. Кто-то болеет, теряет средства для существования. Когда с ними случается что-то подобное, мы приходим на помощь. Кому-то покупаем лекарства, кого-то защищаем в конфликтах. Иногда на турнирах подходят родственники спортсменов, просят увековечить память. Мы оказываем поддержку, потому что самбисты – одна большая семья. Хочу заметить, что никогда у тех, кто к нам обращался не было лишних капризов. Это тоже говорит о воспитании.

– Спортивно-патриотический клуб «Слава» мечтает превратить Керчь в столицу самбо. Там проходит крупнейший турнир «Кубок двух морей», будет строиться Дворец самбо. В самом клубе занимаются уже 300 детей, и филиалы открываются по всему городу. Сейчас самбо в Керчи – самый популярный спорт. Готова ли Москва уступить Керчи статус «столицы самбо»?

– Москва шла к лидерству очень долго и его заслужила. В спорте никто никому не уступает. Мы получали шишки, боролись за свое место и будем продолжать это делать. Идти к званию так же сложно, как и его удерживать. Но чем выше конкуренция, чем больше таких, как «Слава», точек роста для самбо, тем лучше для вида спорта.

Источник: Газета "Аргументы Недели"