Андрей Ванькин родился в 1982 году в Ульяновской области с врожденным заболеванием зрения. Андрей полностью ослеп к 19 годам. Сегодня он является профессиональным массажистом, а в ноябре 2019 года стал серебряным призером Чемпионата России по самбо слепых в весовой категории до 62 кг.
Андрей начал заниматься единоборствами в 2004-м. Основной мотивацией на тот момент было стать сильным, чтобы суметь постоять за себя. Затем, с началом соревновательной деятельности, Андрею удалось войти в состав паралимпийской сборной по дзюдо.
«В 2012 году мне предложили побороться на соревнованиях по самбо на турнире «Преодоление», который организовывал нынешний член Комиссии ФИАС по делам спортсменов с ограниченными возможностями Роман Новиков при содействии Федерации самбо Москвы. Несколько раз я боролся на турнирах по самбо, но понять и прочувствовать это единоборство не получалось, – рассказывает Андрей Ванькин. – В 2017 году я выступал на первом Чемпионате России по самбо слепых. Тогда я проиграл, пролетел в один круг».
По словам спортсмена, к Чемпионату России по самбо слепых в этом году он готовился заранее.
«Начал подготовку уже с мая. Мой тренер по самбо Дамир Хужаев показывал мне те приемы, которые по правилам запрещены в дзюдо, но являются разрешенными в самбо. Затем я посещал тренировки самбистов и боролся с ними, оттачивая технику. К сожалению, то, что хотел, то, что нарабатывал, мне не удалось провести на соревнованиях. И это стало поводом тренироваться с удвоенной энергией. Нужно довести технику до уровня «пусть соперник делает, то, что сможет, а я – то, что захочу, – отмечает Ванькин. – Это, конечно, идеальный вариант, уровень Мастера. Но именно к этому нужно стремиться. Для меня всегда была важна универсальность единоборства. Чтобы техника, нарабатываемая на ковре, была пригодна и в случаях, когда вдруг придется применять ее не в стенах спортивного зала».
Однажды у Андрея случился серьезный конфликт с соседом. Его удалось разрешить мирно, но у спортсмена остался вопрос: что из той техники, что нарабатывал на тренировках по дзюдо, могло бы обеспечить эффективную самозащиту в критической ситуации?
«Каково было мое разочарование, когда я понял, что из того, что я делал в условиях зала, мало что подошло бы в той ситуации. Я не вижу, а он видит, он тяжелее килограмм на 30, если не больше. Я даже тогда чуть не бросил тренировки по дзюдо, – делится Андрей Ванькин. – Прошло 10 лет после того случая. Дзюдо я не бросил, но, только познакомившись с самбо, нашел для себя тот универсальный вид единоборств, который отвечает моим идеальным представлениям. Я считаю, что слепому человеку необходимо владеть приемами самозащиты, и в конфликтной ситуации, которой не получилось избежать, нужно иметь возможность за себя постоять и не быть мальчиком для битья. Я спрашивал мнение о самбо у многих людей и почти от всех я слышал, что это единоборство более динамичное, демократичное и для жизни – более практичное».
В своей речи Андрей вспоминает истоки самбо, историю появления единоборства.
«Трудно сейчас нам представить тот период, когда зарождалось самбо. Тогда не только не было Интернета, доступной для всех информации в целом было очень мало. И время было непростое: революция, Великая Отечественная война, послевоенные годы. Колоссальную работу провели талантливые тренеры и спортсмены, а результат – есть такая борьба самбо. Я с большим уважением отношусь ко всем видам единоборств, в каждом есть своя изюминка, но к самбо отношение особое», – улыбается Ванькин.
Спортсмен подчеркивает, что сегодня создаются благоприятные условия для слепых самбистов.
«Я благодарен Роману Новикову за то, что он взялся за столь непростое дело – развитие самбо среди людей с нарушением зрения. За то, что он стремится сделать это прекрасное единоборство доступным для спортсменов с отсутствием зрения. Лет 10-15 назад было трудно представить, что незрячего человека могут принять в обычную секцию или клуб самбо. Это, наверное, было возможно, но полностью зависело от личности тренера, его готовности пойти на риск. Благодаря Роману, его деятельности, благодаря ребятам, выступающим с показательными выступлениями, двери в самбо для спортсменов с нарушением зрения открываются шире», – заявляет Андрей Ванькин.
Он также рассказал о других спортсменах, которые занимаются единоборствами вопреки всему.
«Недавно я познакомился с удивительными людьми. Тренером Андреем Ч. и его спортсменом Кириллом. Они занимаются классической борьбой. Кирилл – спортсмен с нарушением слуха. Он является призером Молодежного первенства Европы, учился в общеобразовательной школе и читает по губам, прямо как в фильме «Молот», – рассказывает Ванькин. – А ещё на днях я познакомился с Денисом Л., он призер международных соревнований по тхэквондо среди спортсменов с ДЦП. К чему я это? Огромная благодарность вам, тренеры, за вашу чуткость, за то, что вы не отказываете ребятам и девчонкам с нарушениями слуха, зрения, с ДЦП, ПОДА. За то, что даёте возможность самореализоваться таким людям!»