"Самбо в школу" в Крыму

* Самбо учит детей падать без травм

 В 2016 году, после соответствующего поручения Президента РФ, во многих регионах нашей страны стартовал всероссийский проект «Самбо в школу». Тогда же в него включился и Крым. Министр образования, науки и молодёжи РК Наталья Гончарова лично подписала план реализации мероприятий, рассчитанный на два года, в течение которых в большинстве крымских школ должна была появиться эта дисциплина. Прошло почти четыре года, а воз и ныне там — практически ничего не сделано… Неужто крымским мальчишкам, да и девчонкам, не хочется заниматься одним из самых зрелищных, красивых, динамичных видов спорта, как характеризует его Владимир Путин, который, кстати, является мастером спорта по самбо? Неужели на полуострове нет востребованности или просто безынициативные чиновники не утруждают себя заботой продвигать этот проект?

Форма познания мира

Идеология самбо как боевого вида искусства в корне отличается от широко известного в мире японского каратэ, девиз которого — «ударом на удар». Философская палитра отечественного искусства борьбы имеет иные оттенки — «мягкий путь без оружия» или «отведение удара от себя». Именно мягкий путь ещё в начале XX века привлёк первых российских единоборцев, побывавших в Японии, которые потом на базе дзюдо и джиу-джитсу (опять же с принципом «мягкой», «податливой» техники движений) создали свой вид борьбы — самбо. Форма познания мира в этом виде единоборств та же — безо-ружная самооборона. Но она обогащена множеством других направлений, взятых из национальных видов борьбы народов, населявших территорию бывшего Советского Союза.

* В. Гладков: «Без пропаганды нет движения»

«В самбо можно разглядеть и тюркский куреш, и грузинскую чидаобу, и молдавскую трынту, и тывинский хапсагай, и виды борьбы иных народов. Этим самбо и интересно, ведь оно самобытно, многонационально и одновременно демонстрирует общий характер российского человека. Поэтому крымчанам этот вид единоборств должен быть особенно близок, поскольку в нашем небольшом по территории крае бок о бок живут люди более 120 национальностей, а самбо — инструмент объединяющий. И главное, оно учит не бить в ответ, а уходить от удара — это очень глубокая философия, её осмысление делает нас добрее и чище», — говорит директор Соколинской школы Бахчисарайского района, учитель физкультуры и тренер по самбо Виктор Гладков, старающийся все эти годы продвинуть в Крыму вышеупомянутый проект.

Примерно то же самое сказал в своё время Владимир Путин, назвав самбо «визитной карточкой нашей национальной физической культуры — яркой, понятной для сотен тысяч, а может, уже и миллионов людей».

Помимо этого достоинства, вызывающего неподдельную гордость, этот вид спорта, в отличие от многих других, имеет кодекс чести. Но основное, если говорить о полезности самбо в современном мире и рассматривать его как обычную физическую подготовку, — это выработка навыков личной безопасности и самозащиты. Хотя бы для этого стоило в каждой общеобразовательной школе проводить уроки «мягкого пути». И цифры это доказывают: в советское время при исследовании случаев детского травматизма выяснилось, что во внеурочное время (дома, во дворе, на улице) и в школе ребята получают больше всего различных травм — 83% от общего количества, а в спортивных кружках и детсадах — только 5%. Ещё 3% — в дорожно-транспортных происшествиях и 9% — в иных. Если говорить о травматизме в спорте, то в баскетболе, волейболе и футболе его в разы больше, чем в единоборствах.

«А самбо — один из немногих видов спорта, который практически не травмоопасен. Более того, именно самбо является своеобразным упреждением получения травм. Почему? Да потому, что ребят с азов учат правильно падать (не зря самбистские школы в народе называются «институтами неваляшек») и уходить от внезапных ударов. Понимаете, насколько эти умения важны для наших детей даже в обычной жизни?» — с досадой восклицает Виктор Гладков, безуспешно старающийся на протяжении нескольких лет пробить глухую чиновничью стену и популяризировать самбо в школах.

А вот наши соседи из Краснодарского края прекрасно понимают, какова перспектива. Там ещё в 2015 году ввели пилотный проект «Самбо в школу», а уже в следующем — в 10-ти учебных заведениях новинку стали реализовывать в полной мере, и в основном, кстати, за средства этого субъекта РФ. На конец декабря прошлого года занятия самбо здесь были введены в 356 школах, в нынешнем — их число планируется удвоить. А в 2021-м этот вид борьбы может стать обязательным предметом в каждой кубанской школе, заявил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев одному из местных печатных изданий. Кроме того, в крае планируется массовое внедрение самбо в вузах, а также в программу ГТО, сообщила пресс-служба администрации Краснодарского края. Соглашение о дальнейшем развитии спорта в регионе подписали Вениамин Кондратьев и президент Всероссийской федерации самбо Сергей Елисеев.

«Самым простым оказалось купить ковры, инвентарь для спортзалов. Самым сложным — найти соответствующие преподавательские кадры. Стали переобучать учителей на базе института физкультуры, повысили квалификацию почти 500 человек», — отметил глава региона.

Приехавшим сюда работать специалистам из других регионов за счёт средств местного бюджета даже квартиры стали выделять.

А что же в Крыму? По информации Министерства спорта РК, в трёх школах Симферополя, ещё в трёх в Керчи, в двух — Ялты и по одной — в Евпатории и Бахчисарайском районе (как раз в Соколином) в образовательный процесс введены элементы самбо. То есть у нас за последние четыре года участниками проекта стали десять школ, тогда как в Краснодарском крае — 400!

* Преподавание самбо в школах — задача, которая пока не выполняется

«К тому же присоединение к проекту десяти учебных заведений — заслуга не Министерства образования и не Министерства спорта. В отдельных школах местные спортсмены-самбисты, работающие учителями физкультуры, и раньше преподавали во время своих уроков основы этого единоборства. А где-то дело пошло только благодаря тому, что федеральный центр помог», — отмечает директор Соколинской школы.

В официальном письме министерские чиновники зачем-то перечисляют количество существующих в республике спортивных организаций по самбо, спортсменов, а также проводимых соревнований. Для чего они приводят информацию, не относящуюся к сути проекта, неведомо, ведь речь идёт вовсе не о спортивных достижениях, а об обычной физкультуре, где должны присутствовать элементы самбо, раз уж Крым под этим намерением подписался. «Ну и кружки при школах, где более детально изучался бы этот вид борьбы», — добавляет директор Виктор Гладков.

Но, видно, написанное в документе — для пущей убедительности: вот, мол, сколько всего нами уже сделано! Да и 60 проведённых за четыре года соревнований — чем не пропаганда самбо?

Примерно такой же ответ дало В. Гладкову и Минобразования, правда, в нём замминистра О. Красникова пишет и о том, что «только 26 педагогов дополнительного образования осуществляют работу в данном направлении, что является недостаточным для учреждений республики», «этим видом спорта занимается в Крыму всего 740 детей». И тут же указывает: «Учитывая, что за счёт средств федерального бюджета только три общеобразовательные организации получили материально-техническое оснащение, министерством было принято решение об участии в конкурсе на выделение федеральной субсидии для создания новых мест образования. По итогам конкурса в 25 муниципалитетах будет создано 1125 новых мест дополнительного образования детей, для чего закупается оборудование для занятий дзюдо и самбо».

Обращу внимание, письмо датировано 10 апреля нынешнего года. То есть только сейчас пришло понимание значимости проекта? А о чём думали раньше, хотя бы в 2017 году, уже после того, как В. Гладков, из-за отсутствия каких-либо эффективных действий со стороны ответственных за реализацию проекта лиц, обратился к главе крымского парламента Владимиру Константинову, и тот дал соответствующее поручение? Ведь тогда Председатель Госсовета РК в резолюции, адресованной в первую очередь Минобразу, выступающему тем самым ответственным за реализацию проекта лицом, поручал изучить опыт Гладкова, внедрить необходимые мероприятия, держать этот вопрос на контроле и докладывать о результатах.

И вот он — результат: из семи основных направлений, разработанных Минобразнауки РФ и «переданных руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих госуправление в сфере образования» (естественно, все мы понимаем, о каком ведомстве идёт речь), к сегодняшнему дню определён региональный координатор проекта — ГБОУ ДО РК «Центр детского и юношеского туризма и краеведения». Ещё проведён, как утверждается в официальном ответе министерства, ряд одноразовых мероприятий в качестве пропаганды (не считая соревнований спортсменов), а также разработана соответствующая программа курсов повышения квалификации учителей физкультуры. Увы, но эти курсы существуют пока только на бумаге.

«А где билборды на улицах, как в соседнем с нами крае? Где регулярная разъяснительная работа среди директоров и учителей школ? Где республиканские средства, направленные на обеспечение школ оборудованием (не такие уж большие нужны вложения, если учитывать, что в основном надо закупить только хорошего качества маты)? Сколько преподавателей в Крыму прошли курсы повышения квалификации? Я о таких вообще не слышал. Хотя у нас есть институт постдипломной подготовки педагогов — КРИППО. Но этот институт не будет вводить такой курс, пока не появится спрос. А как он появится, если обо всех достоинствах самбо почти никто не знает? Вот мы и вернулись на круги своя — нет пропаганды, нет движения. А если нет движения, развития, любое начинание, каким бы оно полезным ни было, рано или поздно сойдёт на нет», — вздыхает Виктор Гладков.

Возможности есть, было бы желание…

«А что лично вы предлагаете сделать, чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки?» — задаю, пожалуй, главный вопрос.

«Конечно, нужно начинать действовать одновременно по всем направлениям: и пропагандировать, и готовить кадры. Я предложил создать инновационный образовательный центр, который при необходимости готов возглавить. Тогда ещё мы могли бы координировать все действия по внедрению самбо в школы, искать тех, кто взялся бы за пропаганду: проводил не короткие выступления, как это делаю я, поскольку один занимаюсь всем и сразу, а полноценные семинары. Для этого можем использовать наших воспитанников. Но в любом случае нужна господдержка, ведь речь идёт о множестве различных мероприятий, в том числе и подготовке кадров. Минобразования и науки РК должно регулярно созывать координационный совет, в который обязаны входить министерства образования и науки, спорта и федерация по этому виду борьбы. Если координатор проекта определён, значит, должен заняться этими вопросами. Сделать это несложно: в открытом доступе имеются все методические рекомендации, разработанные Москвой, более того, создан план реализации мероприятий, который разослан во все субъекты РФ. Но действия всех структур должны быть согласованными, для этого и нужен совет, который я предлагаю создать», — делится соображениями мой собеседник.

Также он предлагает организовать базовые центры для внеурочных тренировок по самбо и для кружков по этому виду спорта на основе школьных клубов, что тоже предусматривается всероссийским проектом.

К тому же, чтобы поднять престиж Соколинской школы, вызвать у высшего образовательного и спортивного сообществ нашей страны интерес к посёлку как к универсальному месту для развития физической культуры среди подрастающего поколения, В. Гладков внёс предложение: создать на территории его образовательного учреждения, где есть всё для полноценных занятий самбо, один из базовых центров.

По его словам, можно пойти ещё дальше: на время летних каникул открывать лагеря по обмену опытом.

«К этому можно привлечь детский оздоровительный центр РК «Сокол». Я предлагал в рамках проекта организовать сотрудничество с «Соколом». Туда будут приезжать дети со всей России, жить там, а тренироваться — в нашей школе, где есть всё необходимое для занятий оборудование», — делится замечательной идеей незаурядный, болеющий за свой любимый вид спорта Виктор Гладков.

Удивительно, как такой энтузиазм не передался всем тем чиновникам, с кем его свела судьба. Очень хочется, чтобы его мысли были услышаны в кабинетах руководителей органов исполнительной власти, одобрены и подхвачены. Чтобы проект не остался для Крыма прожектом, а надежды многих людей — лишь иллюзиями. Для убедительности в необходимости действовать приведу слова Президента РФ, который ещё в 2017 году, давая перечень поручений по усилению физподготовки детей в школах, сказал: «Необходимо обеспечить разработку и утверждение программ развития самбо до 2024 года».

Очень надеемся, что этот призыв наконец-то будет услышан органами исполнительной власти Крыма, и в ближайшее время программа «Самбо в школы» начнёт полноценно реализовываться.

Мнение директора Симферопольской спортивной школы единоборств, старшего тренера сборной Крыма по самбо Романа СОМЕНКО:

— Как достичь уровня Краснодарского края, я не знаю. Ведь там самбо всегда было одним из важнейших видов спорта. Даже в руководящий состав краевой администрации входят несколько чемпионов мира по нему. Конечно, эти влиятельные люди «продавливают» проект. А в Крыму только в пяти школах работают педагоги, хорошо знакомые с данной дисциплиной. Там «Самбо в школу» и реализуется. Все остальные, кто подал заявки после того, как Федерация РФ по самбо разослала призыв к участию в проекте, даже не понимали, что собой представляет этот вид единоборств, какая нужна подготовка и чем должен быть оснащён зал для проведения уроков. Поэтому считаю, Крым пока может внедрять в учебных заведениях только элементы самбо, а не вид спорта как таковой. Нюансы изучения борьбы надо отложить на потом. Высоких показателей нашего соседа мы вряд ли когда-нибудь достигнем, однако основы искусства борьбы на уровне физкультуры в школах преподавать можем. И тут, конечно, нужна помощь со стороны Минобразования: организовать для учителей физкультуры соответствующие курсы, помогать рекламировать самбо как один из видов отличной физической подготовки, ну и как-то стимулировать учителей физкультуры к повышению квалификации.